Исследования сексуальности. Архивы Сюрреализма
12 встреч-диалогов Андре Бретона и ряда его соратников по движению сюрреализма (Арагона, Арто, Рэя, Танги, Элюара...), имевшие место в период с января 1928 по август 1932 г., должны были способствовать выработке прямого, помимо психоанализа и метафизики, отношения их участников к собственной сексуальности. Тексты настоящего издания представляют полную запись этих «исследовательских сеансов».
«В общем и целом, этот документ скорее представляет собой зеркало, над которым внимательно склонился сюрреализм и исследованиях любви и сексуальности, рассматривая собственные черты, измененные эгоизмом, растерянностью или экстазом. Я не думаю, что эти беседы можно считать самоанализом, так как, несмотря на близость сюрреалистов к Фрейду, что особенно верно в отношении Бретона, они ни разу не призвали его на помощь, а напротив, словно намеренно, избегали любой возможности обратиться к мифу и образу Эдипа. Они говорили лишь о собственном опыте, о своих мыслях и ощущениях, вызванных тем или иным пережитым событием, не пытаясь ничего объяснить и не искать глубинных, скрытых в тайнах подсознании причин. Они ограничились тем, что слушали друг друга, сравнивали свое отношение и реакцию на тот или иной факт и собирали архивы по сюрреалистической сексуальности или точнее было бы сказать, архивы сюрреалистов по сексуальности».
(Жозе Пьер. Предисловие)
Содержание
Архивы сюрреализма
Архивы сюрреалистов о сексуальности
Исследования сексуальности
Сеанс первый. 27 января 1928 года
Сеанс второй. 31 января 1928 года
Сеанс третий. Между 1 и 14 февралем 1928 года
Сеанс четвертый. 15 февраля 1928 года
Сеанс пятый. 7, 17 или 27 февраля 1928
Сеанс шестой. 3 марта 1928 года
Сеанс седьмой. 6 мая 1928 года
Сеанс восьмой. Начало ноября 1930 года
Сеанс девятый. 24 ноября 1930 года
Сеанс десятый. 26 ноября 1930 года
Сеанс одиннадцатый. 26 января 1931 года
Сеанс двенадцатый. 1 августа 1932 года
Бесконечный поиск
Через год после завершения цикла из двенадцати сеансов Андре Бретон написал предисловие к «Странным сказкам» Ахима фон Арнима, одного из своих любимых немецких поэтов-романтиков, рассказав о необычной истории любви фон Арнима, жена которого, Беттина, прославилась главным образом своими страстными письмами, написанными другому человеку, поэту Гете. В ходе своих раздумий, где он, несомненно, опирался на опыт, связанный с «Исследованиями», Бретон пришел к следующему выводу: «В наши дни сексуальный мир, невзирая на памятные опросы, которые в современную эпоху не обошлись бы без маркиза де Сада и Фрейда, не перестает, насколько я знаю, противопоставлять нашему стремлению проникнуть в свое пространство непробиваемое ядро своей ночи».
После такого мрачного комментария не стоит сводить результаты «Исследований сексуальности» к той схеме, в какой их сегодня представляют в журналах институты опроса общественного мнения — «За содомию — 8; против — 9; не имеют мнения — 7». Или давать проценты и графики. Во-первых, я терпеть не могу процентов и графиков. И кроме того, я считаю, что читатели должны сами разобраться в прочитанном.
Но мне кажется важным подчеркнуть постоянство интереса сюрреалистов к вопросам любви, сексуальности и эротизма. Эти «Исследования» не являются случайными в истории движения. Во-первых, не менее пяти первостепенных поэтов-сюрреалистов написали книги, в заглавии которых фигурирует слово «любовь». Робер Деснос в 1927 году написал книгу «Свобода любви!»; Поль Элюар в 1929 году написал «Любовь и поэзия»; Сальвадор Даши в 1931-м — «Любовь и память»; Андре Бретон в 1937 году — «Безумную любовь»; Бенжамэн Пере в 1956-м — «Антологию высокой любви». К этому списку, несомненно, следует добавить «Эротику сюрреализма», опубликованную Робером Бенаюном в 1965 году. В общем, однако, не вызывает никаких сомнений тот факт, что любовь и эротизм были бесконечным источником вдохновения для сюрреалистов — это и заглавия их произведений, и книги, и в еще большей степени отдельные страницы — не говоря о произведениях, опубликованных, так сказать, «из-под полы».
То же самое касается и художников, которые участвовали в сюрреалистической авантюре. Если так или иначе все они отдали дань эротизму, то некоторые их них посвятили этой теме, во всяком случае, в определенный период своего творчества, большую часть своих размышлений и открытий. Вслед за великим предвестником Марселем Дюшаном к этому придут Маркс Эрнст, особенно в своих «романах-коллажах», Андре Массон в серии «Избиения», Пикассо в свой сюрреалистический период, Сальвадор Дали, начиная с «Великого Мастурбатора», Ганс Бельмер в знаменитой «Кукле». Позднее исследования эротизма продолжались за счет значительного обновления формы в работах Матта, Арчила Горки, Макса Вальтера Сванберга, Пьера Молинье и, наконец, Жана Бенуа.
Но самое замечательное — это целый ряд коллективных акций, большинство из которых проводились в форме опроса и в определенном смысле принявших эстафету «Исследований». Первый опрос был опубликован в двенадцатой книжке «Сюрреалистической революции» от 15 декабря 1929 года, на обложке которой стоял вопрос: «Какие надежды вы возлагаете на любовь?» В приложении к этому сборнику был предложен вопросник:
«I. Какие надежды вы возлагаете на любовь?
II. Как вы мыслите переход от идеи любви к факту любви? Готовы ли вы, добровольно или нет, принести свою свободу в жертву любви? Случалось ли это с вами? Согласитесь ли вы пожертвовать делом, за которое вы считаете необходимым бороться, если в противном случае вы можете потерять любовь? Согласитесь ли вы не стать тем, кем бы вы могли стать, если это цена, которую вы должны заплатить за настоящую любовь? Как вы оцениваете человека, готового предать свои убеждения в угоду любимой женщине? Можно ли требовать такого доказательства? Можно ли его получить?
III. Признаете ли вы за собой право отказаться на некоторое время от присутствия любимого существа, зная насколько отсутствие любимого существа, воспламеняет любовь, понимая при этом низость такого расчета?
IV. Верите ли вы в победу великодушной любви над низостью жизни или наоборот?
На последних страницах 3—4 номера великолепного журнала «Минотавр», опубликованного в декабре 1933 года, приводились результаты опроса о встрече, где проблема объективной случайности самым странным образом переплеталась с чисто любовной телеологией, о чем было задано всего два вопроса:
— Можете ли вы назвать решающую встречу своей жизни?
— Какова в этой встрече, по вашему мнению, доля случайности? Необходимости?
Андре Бретон, Поль Элюар»
Нам придется прождать четверть века, прежде чем на страницах 4-го (весна 1958 года) и 5-го (весна 1959 года) номеров журнала «Сюрреализм» будет опубликован «Опрос о стриптизе». В этом опросе, где как женщинам, так и мужчинам задавалось несколько вопросов, отправной точкой был текст Ролана Барта из его «Мифологий», где Ролан Барт обличал «мистифицирующую» сторону стриптиза, который под видом провокации и возбуждения желания подавляет его, завораживая экзотической мишурой — танцами, нарядами, перьями, мехом, блестящими фиговыми листочками под конец выступления и т. д.
«Считаете ли вы, как и он, что, невзирая на «благонамеренные протесты», которые вызывает стриптиз и которые оказываются его лучшей рекламой, стриптиз по сути «десексуализирует» женщину и обуздывает спонтанность и изобретательность влюбленного воображения?»
И наконец в июне 1964 года журнал La Brèche, в свою очередь провел «Опрос об эротических образах» с подзаголовком «Сюрреалистическая акция», который составляли следующие вопросы:
«Какие образы возникают в вашем воображении во время любовного акта? Поддаются ли они ли оценочному суждению? Спонтанные они или сознательные? Появляются ли они в установленном порядке? Если да, то — в каком?
— Как они взаимодействуют с объективным образом вашего партнера? С вами? С тем, что вас окружает?
— Сохраняются ли фрагменты образов, которые возникают у вас во время любовного акта, в повседневной жизни?
— Связаны ли они, по вашему мнению, с поэтическим творчеством?»
На этот раз круг замкнулся, так как во всех предыдущих опросах речь шла о любви, о встрече, необязательно любовной, и, как мы видели, касались они в основном вопросов объективной случайности или реакции на так называемые эротические зрелища. То есть они несколько отстояли от собственно сексуальности, тогда как опрос, опубликованный в журнале La Brèche, возвращал нас к вопросам, поставленным в «Исследованиях сексуальности», где «эротические образы» появились в начале восьмого сеанса, который начался с вопроса: «Какие образы сопровождают желание? В присутствии женщины? В одиночку? Являются ли некоторые образы навязчивыми?» На следующем сеансе ставился вопрос: «Какие образы связаны для вас с мастурбацией?» Опрос 1964 года, результаты которого были опубликованы в 7-м и 8-м номерах журнала в декабре 1964 и в ноябре 1965 годов, не повторяет «Исследований» 1930 года, а лишь дополняет их по отдельным вопросам, в обстоятельствах еще более увлекательных, во всяком случае, с точки зрения сюрреалистов, а именно применительно к пробуждению желания или практике мастурбации...
Такая примечательная последовательность в сюрреалистических поисках оказывается еще более очевидной, если мы вспомним, что в 1959 году в парижской галерее Даниэля Кордье открылась целиком посвященная эротизму «Международная выставка сюрреализма», каталог которой завершался коллективно составленным «Эротическим словарем». Помимо представленных художественных произведений, которые терялись в декоре, специально созданном Пьером Фаше в виде грота, затянутого зеленым бархатом с засыпанным песком полом, «Комната фетишизма», созданная Мими Паран, и «Пир», который Мерст Оппенгейм нарисовала на теле живой обнаженной женщины, довершили картину поиска, который продолжался в течение всей истории сюрреализма. Более того, накануне открытия выставки — 12 декабря — у Джойса Мансура состоялась церемония, которую Жан Бенуа назвал «Исполнением завещания маркиза де Сада», где после драматичного стриптиза исполнитель заклеймил свое сердце раскаленным железным прутом тремя буквами САД, после чего Матта, приняв из рук Бенуа еще один раскаленный железный прут, отметил той же печатью и свое сердце. Так произведение искусства, рожденное эротизмом, стало, в свою очередь носителем эротизма, носителем постоянного вызова, который, блуждая в пламенеющей бездне сексуальности, через вожделение мужчины к женщине и женщины к мужчине, несет в себе жизнь и смерть.
Жозе Пьер
Читать книгу онлайн: http://www.dali-genius.ru/library/issledovanie-seksualnosti.html
Фотографии из книги Пьера Декса «Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917—1932»
Андре Бретон, Поль Элюар, Сюзанна Мюзар. Коллажи, 1931
Ман Рэй. Фотографии «Ню»
Уильям Мортенсен. «Варварский сюрреализм» начала 20-го века
Клод Каон. Фотографии
Макс Эрнст. Роман-коллаж «Неделя доброты»
Макс Эрнст
Ханс Беллмер (Бельмер)
Сальвадор Дали. «Маркиз де Сад»
Франсис Пикабиа